• Санкт-Петербург, Апраксин переулок, 4 оф.506
ПН-ПТ: 17:00-22:00
СБ-ВС: 12:00-18:00

В корзине пусто!

Д-23 (метоловый проявитель без щелочи)

 

Этот рецепт является весьма старым и «заслуженным», первые сообщения о метол-сульфитных проявителях подобного простейшего состава появились ещё в 20-30-х годах 20-го века (упоминания можно найти даже в книге Лауберта 1917 года). Однако, тогда они не привлекли заметного внимания и не приобрели доверия. Но в 1944 году фирма Кодак выпустила этот широко ей испытанный и разрекламированный рецепт. Характерные особенности его работы следующие: весьма сильное выравнивающее действие, чрезвычайно хорошее разделение светОв изображения, высокая сохраняемость, высокая мелкозернистость (приблизительно промежуточная между обычными мелкозернистыми выравнивающими и особомелкозернистыми проявителями), практически отсутствие опасности перепроявления, максимальная простота и доступность. Этот проявитель может быть неплохой ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ заменой Родиналу. Т.е. он может с успехом использоваться как «регулярный удобный», "повседневный" проявитель, качественно работающий и обладающий широким спектром действий.
 
Состав:
Метол
Сульфит натрия безводный 
 
Обычно для полного предотвращения образования осадка добавляется также Трилон Б в количестве 0,5 гр\литр.
 
В его рецепте полностью отсутствует специальное внесение какой-либо щёлочи, её отсутствие замещается слабощелочными свойствами самого Сульфита натрия, который в 10 % растворе обеспечивает рН около 8,0-8,6, и таких значений рН уже достаточно для активации Метола, появления у него слабых проявляющих свойств. Но работает Метол ещё достаточно слабо, поэтому стало возможно обойтись без добавления противовуалирующего вещества, зато контраст мал и выравнивающее действие получается действительно очень хорошим. А для получения достаточных кроющих свойств и «густоты» тональных переходов Метол введён в значительном количестве, превышающем обычно используемые концентрации в проявителях.

При работе этого проявителя на экспонированных участках в процессе проявления образуется бромистоводородная кислота, рН местно снижается (и проявление этих участков тормозится) и зернистость этих участков уменьшается (но не до такой сильной степени, как в подкисленном Д-25). Однако появление бромистоводородной кислоты эквивалентно ещё и местному внесению Бромистого Калия, и проявление на сильно экспонированных участках фотослоя ещё тормозится, степень этого замедления пропорциональна количеству света, попавшего на участок фотослоя. Таким образом, получается пропорциональная отрицательная обратная связь, и чем сильнее экспонирован участок фотослоя, тем сильнее это замедление, и тем больше получаемая на нём плотность отличается от той, которая могла бы быть достигнута. То есть, на участке больших экспозиций характеристическая кривая фотоматериала, обработанного в Д-23 начинает идти не линейно, а полого загибаться, мягко уменьшая контраст с увеличением экспозиции, это получается хорошо известная (напр. по «Фотошопу») S-образная кривая. Тогда, там, где при применении обычных проявителей характеристическая кривая выходит на плоский участок (уже в насыщение), т.е. дальнейшее увеличение экспозиции уже не приводит к увеличению плотности достигаемого почернения, применение Д-23 будет ещё долго позволять отображать увеличение экспозиции. А ещё МЕСТНОЕ замедление проявления из-за выделения бромистоводородной кислоты приводит к заметному уменьшению зернистости, и сильнее это уменьшение именно в плотных местах изображения, где зернистость получаемая в других проявителях обычно наиболее сильна и сразу бросается в глаза, сильно может потом мешать восприятию изображения. Таким же образом, заметно снижается опасность перепроявления при увеличении времени обработки сверх оптимальной, т.к. светА дальше практически не перепроявляются и их плотность сильно не растёт.

Малая щёлочность раствора этого проявителя способствует слабому его окислению кислородом воздуха; а высокая концентрация Метола и Сульфита натрия приводит к тому, что даже частично окисленный проявитель мало изменяет свои свойства. Следовательно, этот проявитель действительно хорошо сохраняется.
 
Этот проявитель может поставляться в виде готового стокового раствора, но обычно поставляется сухими реактивами. Тогда он расфасован в виде двух пакетов для приготовления 1 литра раствора, в одном из которых содержатся Метол, а в другом Сульфит и Трилон. Готовить проявитель надо на дистиллированной воде (в случае крайней необходимости допустимо использовать кипяченную отстоянную воду или воду, пропущенную через деионизирующий фильтр). Вначале, в 700-800 мл не сильно подогретой воды (до 35С-45С, температуру желательно контролировать термометром, воду можно подогревать в бытовой СВЧ печке или на водяной бане, это предотвращает её загрязнение) растворяют примерно 1\10 часть содержимого большого пакета. Для улучшения растворения желательно непрерывно помешивать раствор стеклянной палочкой или другим инертным неразмокающим предметом. Если образуются комки реактивов, то их аккуратно раздавливают палочкой.
После растворения вводят содержимое малого пакета (Метол), этот пакет желательно ополоснуть несколько раз изнутри небольшим количеством подогретой воды и её тоже сливать в приготовляемый раствор. После полного растворения Метола в раствор добавляют всё оставшееся содержимое большого пакета. Продолжать помешивание раствора, но стараться не допускать образование в растворе пузырей. После полного растворения всех реактивов довести объём раствора до литра и остудить до рабочей температуры. Желательно дать свежеприготовленному раствору отстояться перед началом работы хотя-бы около часа. Раствор не должен иметь заметной окраски, но возможно наличие небольшого количества осадка. При необходимости раствор профильтровать.

При пользовании неразбавленным стоковым раствором для большинства плёнок время проявления составляет около 8-10 минут, и обычно находится в пределах 7-12 минут. Перемешивание рекомендую применять весьма умеренное: непрерывно первые полминуты, а потом по несколько (3-7) секунд каждые 0,5-2 минуты; к концу обработки перемешивание можно ещё несколько ослабить. В 1 литре стокового раствора можно обработать 6-8 плёнок (до 10, если с некоторым увеличением времени обработки). Неиспользованный сток может храниться в воздухонепроницаемой (лучше стеклянной) посуде, заполненной полностью «под пробку», стоящей в прохладном тёмном месте до полугода и более. Частично использованный стоковый раствор (использованный больше, чем на половину ресурса лучше не хранить!) в посуде «под пробку», или свежий раствор в наполовину заполненной посуде с воздухом может хранится до одного-нескольких месяцев. Но при использовании таких растворов лучше произвести предварительные пробы, при значительном снижении активности этот проявитель зачастую визуально ни как не изменяется, например не темнеет!
В случаях, когда поддержание температуры проявляющего раствора на стандартном уровне неосуществимо, продолжительность проявления, применяемую при 20° и принятую за 100%, необходимо изменять следующим образом:
 
температура проявителя 13° 14° 15° 16° 17° 18° 19° 20° 21° 22° 23° 24° 25° 26° 27°
Относительная
продолжительность проявления (в %)
220 200 175 160 140 120 110 100 90 80 75 65 60 55 50
 
Но наиболее полно положительные свойства этого рецепта раскрываются при его использовании именно в разбавленном виде. В таком случае, получается большое удобство в работе (развёл заранее заготовленный сток, который может долго храниться, и можно проявлять), экономичность (для обработки одной плёнки достаточно 100 млл стока), качество и стабильность результатов (рабочий раствор используется однократно). В общем, действительно неплохая функциональная замена Родинала.
 
При разбавлении в первую очередь усиливается выравнивающее действие, обычно даже несколько улучшается мелкозернистость. Рекомендуемое используемое разбавление 1+2 (реже 1+4 и другие). Такое разбавление встречается редко, однако в данном случае оно оптимально по многим параметрам. Во первых, разбавляя 100 млл стока, получаем порцию одноразового рабочего раствора в 300млл, что оптимально для большинства типов проявочных бачков. Во вторых, выравнивающее действие лучше, чем у стока и у разбавленного 1+1 проявителя. В третьих, не теряя (а обычно даже несколько улучшая) мелкозернистых свойств (механизм работы становится более похожим на Д-25), проявитель приобретает и некоторые заметные РЕЗКОСТНЫЕ свойства, и такой оптимум достигается для Д-23 именно при разбавлении 1+2. И в третьих, приобретается чрезвычайная пластичность контрастных свойств в зависимости от режима перемешивания (агитации).
 
Вообще, режим перемешивания для выравнивающих и разбавленных проявителей всегда сильно влияет на степень проявления и контраст. Когда перемешивание очень сильное, то на сильноэкспонированных участках проявление идёт достаточно бурно, но потом оно не тормозится выработкой компонентов проявителя и местным накоплением Бромидов, так как всё новые порции свежего проявителя непрерывно подаются к этим участкам, смывая отработанный проявитель. Особенно сильным эффект будет для тонкослойных плёнок. Тормозится же проявление начнёт только тогда, когда ВЕСЬ используемый объём проявителя станет заметно истощён, и это будет примерно одинаковым уже для всей плёнки.
Недостатки этого проявителя проистекают из его достоинств. Единственный существенный недостаток – малая пригодность для «вытягивания» чувствительности – ПУШ процесса.

Теперь более конкретные рекомендации по использованию.
 
Сначала по применению стокового раствора. Считаем, что необходимо некоторое «среднее» (для этого рецепта) выравнивающее действие, несколько пониженный, но близкий к нормальному контраст, мелкозернистость, хорошее разделение светОв. Тогда режим перемешивания будет следующим: первые полминуты после погружения материала в проявитель – непрерывное интенсивное перемешивание, потом с начала первой минуты и до начала третьей минуты через каждые 30 секунд по 4-7 секунд, с начала третьей минуты и до начала пятой минуты через каждую минуту по 3-5 секунд, с начала пятой минуты и до конца обработки каждые две минуты по 3-5 секунд. Например, если требуемое время проявки плёнки составляет 8 минут, то перемешивание будет производится в следующие моменты времени от начала проявления:
0-30 сек. непрерывно,
60-65 сек. непрерывно (1-я минута),
90-95 сек. непрерывно,
120-125 сек. непрерывно (2-я минута),
150-155 сек. непрерывно,
180-184 сек. непрерывно (3-я минута),
240-244 сек. непрерывно (4-я минута),
300-304 сек. непрерывно (5-я минута),
420-424 сек. непрерывно (7-я минута).
При таком режиме перемешивания и температуре 20С ориентировочные времена проявления для различных плёнок составляют:
 
Delta 100 Pro (как 100 единиц) – 8 минут
Delta 400 Pro (как 400 единиц) – 8 минут
FP4+ (как 100 единиц) – 7 минут
HP5+ (как 400 единиц) – 8 минут
Pan F+ (как 50 единиц) – 7 минут
Plus-X [125PX] (как 100 единиц) – 7 минут
TMax 100 [100TMX] (как 100 единиц) – 8 минут
TMax 100 [TMX] (как 100 единиц) – 10минут
Tri-X 400 [400TX] (как 400 единиц) – 9 минут
APX – 100 (как 50 единиц) – 7 минут
APX – 100 (как 100 единиц) – 8 минут
APX – 400 (как 100 единиц) – 7 минут
APX – 400 (как 200 единиц) – 8 минут
APX – 400 (как 400 единиц) – 9 минут
Фомапан100 (как 50 единиц) – 7 минут
Фомапан100 (как 100 единиц) – 8 минут
ФН-64 (зависит от партии) – 6-10 минут
 
Ещё раз напоминаю, что времена обработки являются приблизительными, они зависят от интенсивности перемешивания (в рекомендованные моменты времени), свойств эмульсии конкретной партии плёнки, ёмкости и типа бачка, истощенности проявителя. Желательно, перед началом регулярной работы с Д-23 произвести тестовую обработку экспопроб (сделанных на планируемых к использованию материалах), и подогнать режим точно «под себя». Впрочем, такая рекомендация хороша для начала работы с любым незнакомым проявителем (да и фотоматериалом).
При необходимости увеличить контраст можно усилить перемешивание, сделав его чаще и дольше. В пределе, можно проводить перемешивание через каждые 30 секунд сеансами по 10 секунд, тогда время проявления сократится на 15% - 30 %, по сравнению со временами для приведённого «среднего» режима перемешивания. Рост контраста будет весьма заметным. А вот при желании получить максимальное (для стока) выравнивающее действие (и разделение светОв!), перемешивание минимизируется, сеансы становятся следующими: первые 10-15 секунд непрерывно после погружения материала, 4-7 секунд через 2 минуты после погружения материала, и 3-5 секунд через 5 минут после погружения материала. Время проявления, соответственно, увеличивается на 10% - 25 %, по сравнению со временами для приведённого «среднего» режима перемешивания.
 
Но бОльшего выравнивания можно достигнуть, применяя разбавления стокового раствора. При любом разбавлении рекомендуется, чтобы на каждую плёнку приходилось не менее 100млл стока!
 
При разбавлении 1+2 рекомендуемый режим перемешивания следующий: первые полминуты после погружения материала в проявитель – непрерывное перемешивание, потом на 3 минуты перемешивание 15-20 секунд, потом на 7 минут перемешивание 10-15 секунд, и потом на 15 минут перемешивание 7-10 секунд; всего 4 сеанса за всё проявление. При таком разбавлении, режиме перемешивания и температуре 20С ориентировочные времена проявления для различных плёнок составляют:
 
Delta 100 Pro (как 100 единиц) – 21 минута
FP4+ (как 100 единиц) – 22 минута
Pan F+ (как 50 единиц) – 18 минут
TMax 100 [100TMX] (как 100 единиц) – 22 минуты
TMax 100 [TMX] (как 100 единиц) – 24 минуты
APX – 100 (как 50 единиц) – 20 минут
APX – 100 (как 100 единиц) – 23 минуты
APX – 400 (как 400 единиц) – 24 минуты
Фуджи Neopan
100 Acros (как 100 единиц) – 24 минуты
Фомапан100 (как 50 единиц) – 20 минут
Фомапан100 (как 100 единиц) – 23 минуты
ФН-64 (зависит от партии) – 20-24 минуты
 
Усиление и ослабление перемешивания (с соответствующей коррекцией времени обработки), как и в предыдущем случае влияет на контраст и выравнивающее действие. Причём при таком разбавлении это влияние наиболее сильное, свойства очень пластичны.
А при очень сильной агитации (например, первую минуту непрерывно, а потом каждую минуту или даже полминуты) даже у такого "жиденького" состава получаются сильные контрастные свойства, разделение светОв несколько ухудшается, время проявления надо заметно уменьшать (минут до 14-20) - иначе может получиться перепрояв и угольно-черные светА. Но иногда и это бывает нужно и полезно.
При разбавлении 1+4 выравнивающее действие ещё усиливается, контраст уменьшается. Мелкозернистость изменяется незначительно, уже отчётливо появляются заметные резкостные свойства. Режим перемешивания как и для предыдущего случая, но добавляется ещё один сеанс на 25 минут, его длительность около 5-10 секунд. Время проявления почти всех плёнок для такого разведения лежит в пределах 28-45 минут. Влияние режимов перемешивания несколько слабее, чем в предыдущих случаях, а при заметном усилении перемешивания наблюдается интересный эффект – некоторое увеличение контраста сопровождается некоторым падением достигаемой светочувствительности, которое почти не компенсируется увеличением времени обработки. Возможно, это связано с интенсивной выработкой проявляющего вещества и быстрым общим закислением раствора.