• Санкт-Петербург, Апраксин переулок, 4 оф.506
ПН-ПТ: 17:00-22:00
СБ-ВС: 12:00-18:00

В корзине пусто!

О бедном Harman Direct Positive Paper FB замолвите слово

На русском языке практически нет материалов, объясняющих, как работать с бумагой Harman Direct Positive Paper. Да и на английском, честно-то говоря, их не очень много. Поэтому мы решили собрать воедино наш опыт и англоязычные источники и написать эту статью, чтобы рассказать вам, насколько хороша эта штука и почему многим с ней не удается сладить.

Чтобы каждый раз не называть эту бумагу полным торговым наименованием, давайте, для начала, сойдемся на том, что будем называть ее HDPP. Она, в общем-то, не обидится. Мы не так давно завели эту бумагу в нашем ассортименте и, практически, еще на этапе заполнения описания поняли объем проблемы, которую сами себе и создали. Эта проблема называется "Многие даже не знают, какая она клевая! А она реально клёвая!". Мы быстро получили подтверждение этой гипотезы: в нашей группе ВК с первым же анонсом мы получили замечательный вопрос от нашего подписчика: а как с ней, собственно, работать? Точнее, конечно, вопросов было чуть больше в одном комментарии, но суть-то именно такова. И, когда мы начали писать ответ на этот вопрос, уже через пятнадцать минут поняли, что нужно писать эту вот статью, а не просто отвечать на коммент...


Использовать бумагу HDPP можно оочень разными способами. В самом простом случае, ее можно использовать в школьном научном проекте для получения эффекта "Ухтыж!-Ты-посмотри-на-это!". А с другой стороны, она будет полезна и в качестве креативного инструмента для серьезной художественной фотографии, и, возможно, даже в рекламной фотографии ей найдется достойное применение. Мы видим десятки вариантов, для чего еще можно использовать эту бумагу, но, на самом деле, это думать об этом предстоит вам. Можете считать это тем "творческим ограничением", про которые известный в широких кругах Артемий Лебедев столь высокого мнения (если кто не знает, то общая мысль его по этому поводу такова: сделать идеальный шедевр без ограничений по времени и условиям способен каждый; а вот когда исполнителя ограничивают жестким дедлайном и вместо отвертки дают кусок асфальта, чтобы собрать из конструктора реактивный двигатель - вот тут-то и раскрывается весь потенциал творящего). В данном случае, вам и вправду предстоит хорошенько подумать о том, как наилучшим образом использовать эту бумагу: она низкочувствительная к свету вообще и к красному свету – не чувствительная совсем, при том, она высококонтрастная, довольно критичная к проявке и, как и все прямые отпечатки, дает по отношению к оригиналу зеркально отраженное изображение.

В принципе, изначально эта бумага предназначалась для использования с фотокамерой IMAGO и разрабатывалась именно под нее. Это такая прекрасная фотокамера, в которую для съемки портрета надо входить. Не поленитесь, посмотрите в поисковой системе, что это за прекрасная штука - получите отдельное удовольствие. А мы пока продолжим рассказывать про саму бумагу. В принципе, HDPP - это ровно то, что скрывается за сокращением. H - Harman, родительская компания такого производителя фотоматериалов, как Ilford. D - Direct - обозначает, что она предназначена для прямой экспозиции и обработки, хоть и с использованием обычной фотохимии, характерной для любой другой фотобумаги: проявитель, стоп-ванна, фиксаж, смывка. P - Positive - значит, что изображение на бумаге будет позитивным, а не негативным. Ну и, наконец, последняя P - Paper - значит, что это бумага, причем на прорезиненной или баритовой основе. В нашем ассортименте на сегодня именно баритовый вариант; чуть позже вы узнаете, почему мы предпочли именно его.

Тут, конечно, всё просто. Но дальше дело начинает усложняться. Ilford/Harman представляет HDPP как идеальную бумагу для пинхол-фотографии, особенно в учебных заведениях. Так как она не чувствительна к красному спектру, ее можно заряжать в кассету и камеру, резать и проявлять в обычном лабораторном красном цвете, а резать ее под нужный размер и вовсе намного проще, чем пленку. Ведь это бумага. Ну и, конечно, нет необходимости в контактной печати, потому как эта бумага для прямого экспонирования.

Про пинхол-камеры Илфорд прав. HDPP для них прекрасна. С ней намного легче обращаться, чем с пленкой, особенно, в больших форматах: большие мокрые листы пленки иногда прям норовят биться в руках, как живая рыба. Экспозиция для этой бумаги более критична, чем для пленки, но все равно по всему спектру возможных экспозиций вы можете получить отличные результаты.

Отметим, в первую очередь, что бумага Harman Direct Positive на прорезиненной основе и на баритовой - это просто два разных материала. На прорезиненной основе такая бумага намного чувствительнее и намного контрастнее баритовой. Если вы преэкспонируете бумагу при помощи рассеянного света, вы сделаете ее на шаг выше по чувствительности и довольно ниже по контрастности. Вот это вот изменение чувствительности бумаги вам точно пригодится, если вы собираетесь использовать ее для съемок с различным освещением, объективами и объектами. HDPP - это такая фотобумага, с которой вам придется научиться самостоятельно определять для себя чувствительность "пленки".


Верхнее изображение - баритовая основа (FB), нижнее - прорезиненная (RC). При всех равных параметрах разница такова.

Процесс преэкспонирования вспышкой описан на сайте www.ilfordphoto.com, но краткий обзор этой части работы мы приведем здесь (все же не все знают английский). Итак, вы делаете из кусочка бумаги тестовую полоску; в идеале, используя увеличитель без пленки в окне для негатива; проявляете полоску. Время преэкспонирования, которое вам нужно - это то, при котором цвет тестовой полоски не отличается от максимально черного. Создание полоски рекомендуется проводить при красном свете, и, конечно же, убедившись, что вся остальная бумага достаточно защищена от ваших световых экспериментов (плотно закрыта в оригинальной упаковке, например). Сделайте пометку с данными преэкспонирования в вашей записной книжке, смартфоне, а еще лучше - карандашом прямо на бумажной упаковке с HDPP. Для одной упаковки достаточно сделать это один раз; для следующей рекомендуется повторить эксперимент с полоской и занести новые данные на упаковку. Напомним, что преэкспонировать бумагу необходимо рассеянным светом; самый популярный источник такого света - конечно же, вспышка в потолок. Хотя отдельные энтузиасты преэкспонируют HDPP и обычной лампой накаливания, и даже непосредственно через объектив камеры, установив диффузионный фильтр на объективе.


На этой тестовой полоске отметка в 3 секунды - абсолютно черная. Просто нам надо было как-то показать вам эту цифру "3" на ней, поэтому на скане она не идеальна.

Вы помните, что мы обещали усложнения? Так вот, это они только начались. Сделать снимок на преэкспонированную бумагу необходимо сделать в течение часа или двух, иначе все электроны, возбужденные преэкспонированием, успокоятся и придут в обычное состояние. Если бы это не было так, Илфорд, конечно, продавал бы эту бумагу преэкспонированной изначально... Можно рекомендовать преэкспонировать бумагу для любых снимков, за исключением тех случаев, когда вы снимаете объекты с очень низкой контрастностью. Кроме того, преэкспонирование можно пропустить при съемке на пинхол-камеры, где контраст изначально низкий. Проявить бумагу вам придется тоже оперативно: в течение часа или двух после съемки. HDPP - это не тот материал, который можно долго носить с собой в каком-либо виде; используя эту бумагу вы изначально должны знать, что, где и когда вы собрались фотографировать. Задача, может быть, и не из комфортных, но в ней есть свой адреналин и своя прелесть.

Что касается основного экспонирования, то бишь, съемки, то для пинхол-снимков вам потребуется следующая выдержка:
при ярком летнем солнце - 1-2 минуты;
при непрямом солнечном свете - 2-3 минуты;
в день, когда на небе есть и голубое небо, и облака - 4-5 минут;
в облачный или сумрачный день (Питер, это основной вариант для нас) - 6-10 минут.

А в интерьере при обычном освещении - да, порядка 1 часа. 


Это изображение снято на HDPP при помощи камеры Elephant (the Gandolfi 12x15”) и настолько велико по размеру оригинала, что сканировалось в два этапа..

Помните, что для пинхол-снимков мы рекомендовали пропустить преэкспонирование; так что, если вы используете преэкспонированную бумагу, берите выдержку покороче. Да, именно с такой точностью: покороче. HDPP - это бумага индивидуальная, но как только вы научитесь с ней работать, все эти сложные описания станут не нужны и вы будете прекрасно понимать, что и как вам надо сделать с этой бумагой в той или иной камере, чтобы получить желаемый результат.

Если вы используете камеры большого формата, используйте экспонометр и помните, что когда вы определяете нужную чувствительность, тестовую полоску можно сделать прямо в камере. Допустим, экспонометр рекомендует выдержку 1 секунда при диафрагме f/16. Поставьте диафрагму на f/16 и затвор на 1/2 сек. Сделайте снимок на весь лист. Прикройте заслонкой примерно треть бумаги. Снимок. Продвиньте заслонку еще на 1/3 и сделайте третий снимок с ВЫДЕРЖКОЙ В 1 СЕКУНДУ. Итого вы получили диапазоны в 1/2, 1 и 2 секунды.

Что касается проявки, то HDPP следует проявлять до упора, т.е. до того момента, когда плотность снимка максимальна. Для большинства проявителей это значит примерно 2 минуты, а для некоторых и до 4-5. Если вы "выхватите" отпечаток из проявителя слишком быстро, это приведет к грязноватому отпечатку со слабой тональностью и блеклыми тенями. Выдержка, конечно, тоже должна быть довольно точной для оптимальной тональности, но и с проявителем - это характерная "фишка" для HDPP. С другой стороны, скорее всего, вы получите приемлемые результаты при совершенно различных выдержках, а многие любители и вовсе считают, что эти вот отклонения от нормы - это пикантная особенность подобного процесса, и именно в такой индивидуальности каждого снимка и есть все самое замечательное.


На этой фотографии виден отличный пример того, как преэкспонирование вспышкой изменяет чувствительность и снижает контрастность. Половина снимка преэкспонирована, вторая - нет. Проявка была проведена единым листом; на фотографии, если что - старая, ржавая головка топора на поленьях. 

После проявки, необходимо быстро (около 10 секунд) ополоснуть отпечаток в стоп-ванне и затем погрузить его на 30-60 секунд в быстрый нейтральный фиксаж, такой, как Ilford Hypam, например, разведенный в соотношении 1+4. После этого, отпечаток промывается в проточной воде при температуре чуть выше 5 градусов Цельсия, и тут важно перепроверить, с какой именно бумагой вы работаете: FB или RC. Потому как смывка для прорезиненной основы (RC) занимает 2 минуты, а для баритовой (FB) – 1 час! После смывки, естественно, отпечаток отправляется сушиться. И снова вступает в дело фактор основы: для прорезиненной основы можно форсировать сушку потоком воздуха, а вот для баритовой – никак нельзя.

Подсказка для идеалистов и просто для тех, кто хочет сделать показательные снимки на Harman Direct Positive Paper: проявите отпечаток с тестовой выдержкой (не высушивая его) и переснимите изображение с другой выдержкой, если необходимо. Помните, что мокрые снимки выглядят чуть более контрастными, чем они станут после сушки, и более светлыми; увеличьте выдержку примерно на 10% если мокрый тестовый снимок оказался идеальным: именно так вы получите нужный эффект на окончательном отпечатке после сушки. И да, это прямая позитивная бумага, так что увеличение выдержки делает снимок светлее! Если вы привыкли к обычному процессу с негативной пленкой, об этом нюансе легко и забыть.

Готовый отпечаток на HDPP можно тонировать, лакировать и, конечно же, ретушировать или раскрашивать. Освоив работу с HDPP вы получите отличные отпечатки различных форматов по очень достойной цене: отсутствие пленки и сокращение общего времени процесса проявки на проявку той же пленки – это реальная экономия не только денег, но и времени! Кроме того, с HDPP и камерой большого формата у вас открывается прекрасная возможность для создания мобильной ретро-фотостудии; если вы будете использовать Harman Direct Positive Paper RC и наработаете достаточно опыта, чтобы работать с ней эффективно, то при помощи ускоренной сушки отпечатков потоком воздуха (читайте – вентилятором или холодным феном) вы сможете получать отпечаток уже через полчаса после съемки!

Желаем вам удачи в фотографическом творчестве!
Авторы фотоматериалов, использованных в статье - 
Roger W. Hicks & Frances E. Schultz

P.S. А так на HDPP получаются фотограммы (если кто не знает, это когда предмет кладут на фотобумагу и сверху помещают источник света). В общем, если вы имеете хоть малейшую тенденцию к обсессивно-компульсивному поведению, и ранее делали фотограммы - не надо, не экспериментируйте с Harman Direct Positive Paper. Может оказаться, что мысль о бесцельно потраченных ранее годах будет для вас невыносима.