Храните фотоматериалы правильно!

Опубликовано: 22.05.2019

Часто нам задают вопрос: как правильно хранить фотоматериалы? Мы решили написать про эту тему отдельную статью, чтобы вы смогли во всём не торопясь разобраться и всё понять.

Статья подготовлена по материалам компании Kodak Alaris и модифицирована с учетом нашего многолетнего опыта в производстве, продаже и хранении фотоматериалов.


Пленка и фотобумага заслуживают такого же ухода и внимания, как и ваша камера. Использовать пленку или бумагу, которая долгое время пролежала в неизвестных условиях – то же самое, что снимать на фотокамеру с неисправным экспонометром: вы просто не получите никакого приличного результата. А после того, как вы отсняли и проявили вашу пленку (или напечатали ваши кадры в лаборатории) необходимо обеспечить правильные условия хранения для ваших обработанных материалов, чтобы и ваши внуки смогли снова напечатать изображение с той пленки, которую много лет назад отсняли их дедушки и бабушки.



ХРАНЕНИЕ НЕОБРАБОТАННЫХ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ


Необработанные фотографические пленки и бумаги являются скоропортящимися продуктами, которые легко повредить высокой температурой или влажностью в месте хранения. Некоторые фотографические характеристики — чувствительность, контраст, цветовой баланс и уровень вуали — понемногу изменяются со временем естественным образом. Так уж устроена химия в фотографии. Неблагоприятные условия хранения ускоряют эти изменения. Цветные материалы обычно более требовательны к соблюдению правильного режима хранения, поскольку в них гораздо больше слоев, чем в черно-белых фотоматериалах, и каждый из слоев изменяет свои характеристики по-своему.

Любой производитель упаковывает пленки и бумаги в пластиковые или металлические банки, фольгированные или полиэтиленовые пакеты, которые защищают материал от пыли и внешних изменений влажности. Не открывайте оригинальную упаковку, пока вы не готовы к использованию содержимого. Специальные инструкции по хранению для каждого продукта печатаются на упаковке, но вот несколько общих принципов, которые следует иметь в виду:

Используйте пленку быстро.
Для лучших результатов всегда используйте пленку до истечения срока годности, напечатанного на упаковке. Срок годности для фотоматериалов – это такой срок хранения, в который основные характеристики материала точно не изменятся сколько-нибудь значительно, если вы правильно хранили его. Через несколько месяцев после окончания срока годности (производитель всегда подстраховывается и срок годности по факту чуть больше обозначенного на коробке) изменения в характеристиках материала станут заметны невооруженным взглядом: снижается контрастность и чувствительность материалов, они могут начать по-разному воспринимать разную длину волны света и, как следствие, вы не сможете полагаться на такой материал ни в съемке, ни в печати.

Держите температуру низкой.
Большинство цветных пленок спокойно хранится в течение срока годности при температуре до 21 °C. При этом стоит помнить, что иногда достаточно и нескольких часов в жаркий день, чтобы безвозвратно испортить любую фотопленку. Не оставляйте ваши пленки в таких местах, как автомобиль, припаркованный в солнце, или чердак вашего дома в летнее время. Бардачок, багажник, и заднее окно автомобиля на солнце становятся очень горячими в теплый день. Если вы разъезжаете летом на автомобиле, то не забудьте убрать вашу пленку подальше от солнечных лучей: даже с кондиционером солнце всё равно нагревает предметы в салоне, так что возите свои пленки в термопакете или в фотосумке с изоляцией.

Профессиональные цветные пленки в оригинальной герметичной упаковке рекомендуется хранить при температуре 13 °C или ниже (желательно делать это всегда: просто положите пленку в холодильник и не забудьте вынуть ее накануне съемки); черно-белые фотоматериалы особенно хорошо чувствуют себя при температурах ниже 17 °C.

Мы рекомендуем соблюдать следующие правила в хранении черно-белых пленок:

- если вы собираетесь использовать пленку в течение не более 2 месяцев, температура хранения не должна превышать 21 °C;

- если вы собираетесь использовать пленку не раньше, чем через 2 месяца и не позже, чем через 6 месяцев, температура хранения не должна превышать 16 °C;

- если вы закупились пленкой впрок и не будете использовать ее в ближайшие полгода, обеспечьте температуру хранения не выше 10 °C;

Не допускайте резкой смены температуры.
Для предотвращения возникновения конденсата на поверхности, пленки, взятые из холодильника или морозильника, необходимо выводить из заморозки не моментально, а поэтапно. Технология разморозки очень проста:

- пленку, которая хранилась в морозилке, необходимо сначала переложить в самую холодную секцию вашего холодильника (в бытовых холодильниках такая секция будет самой дальней от секции для овощей); там она отойдет примерно до 2 °C за 3-4 часа и после этого можно считать, что она хранилась в холодильнике;

- пленку, которая хранилась в обычной холодильной камере, необходимо переложить в бокс для овощей или на дверцу холодильника; там она отойдет до 7-10 °C за час-полтора, после чего ее можно вынуть и положить в самое прохладное место в вашем доме, где ей надо пролежать не менее 1 часа до того, как вы соберетесь зарядить ее в камеру.

Чем больше объем материала в упаковке, тем больше необходимо времени для разморозки. Для листовых материалов объемом от 50 листов и для рулонов пленки длиной в 17 или 30 метров смело умножайте время, указанное выше, на 2.

 
Сохраняйте низкую влажность в местах хранения.
Несмотря на то, что упаковка помогает защитить материалы от влаги, воздействие относительной влажности от 60% или выше в течение длительного времени наносит ущерб картонной упаковке, этикеткам, клеям и металлу. Она также способствует росту бактерий, плесени и грибков. Некоторые виды грибков могут даже разрушить эмульсию, питаясь фотографической желатиной, именно поэтому важно сохранять целостность упаковки.
Обычно относительная влажность в холодильниках и морозильных камерах высока, поэтому периодически осматривайте упаковку, чтобы своевременно удалять конденсат, возможную плесень и грибок с упаковки. В идеале хранение любых фотоматериалов требует низкой относительной влажности: не более 50%.

Хранение при вскрытой упаковке.
После того, как вы открыли оригинальную герметичную упаковку, фотоматериал теряет защиту от вредного воздействия высокой относительной влажности и летучих химических соединений*. По этой причине важно оперативно использовать материал со вскрытой упаковкой.

* Химические испарения, которые могут нанести вред фотографической продукции, могут исходить от промышленных выбросов, выхлопных газов, краски, растворителей, чистящих средств, нафталина, клеев, средств защиты древесины от грибка и плесени, монтажной пены, ингибиторов ржавчины и инсектицидов. Эти испарения могут содержать формальдегид или производные альдегидов, сульфиды, или другие химические агенты, которые могут нанести вред даже проявленным/напечатанным фотографическим материалам.

Защитите пленку от рентгеновских лучей.
Рентгеновские лучи могут вуалировать неэкспонрованную пленку, если излучение достаточно сильное; то же самое происходит, когда пленка получает несколько низких доз излучения, потому что последствия рентгеновского облучения являются кумулятивными. Проявленная пленка не подвержена каким-либо изменениям от рентгеновских лучей. Большинство современных сканеров на вокзалах и в аэропортах безопасны для фотопленки; если вы сомневаетесь в этом, задайте вопрос службе безопасности прежде, чем ставить сумку с пленками на ленту сканера. Также вы можете сообщить о ваших опасениях касательно неэкспонированнх пленок тем же сотрудникам службы безопасности и попросить провести визуальный осмотр вместо сканирования: в 90% случаев на вас посмотрят странно, но не откажут (на досмотр, естественно, придется выгрузить только пленки, остальное содержимое сумки поедет обычным путем). Учтите, что если вы будете качать права, любой сотрудник службы безопасности (в любом аэропорту мира) может попросить вас вскрыть все упаковки и показать каждую пленку; это их право и вы не сможете отказаться.

Ручные электронные устройства, используемые для проверки пассажиров, и устройства, сканирующие людей при проходе через капсулу/рамку, не являются рентгеновскими устройствами и не влияют на пленку.

Иногда сканированию рентгеновскими лучами подвергаются и почтовые посылки; вы можете обозначить ваше отправление надписью «Непроявленная фотопленка, не сканировать рентегновскими устройствами / Unexposed film, DON’T x-ray»; скорее всего, на эту надпись не обратят внимания.

Весь наш многолетний опыт прохождения различных точек контроля подсказывает нам, что в 99% случаев пленка не будет повреждена излучением сканеров в аэропортах и вокзалах. Тем не менее, мы видели и поврежденные таким образом пленки, но только 120 типа – у них нет металлических катушек, которые защитили бы пленку от лишней дозы излучения. На наш взгляд, наиболее правильным будет не волноваться про пленки 135 формата в металлических катушках и упаковать пленки 120-го типа в фольгу перед перевозкой.

Защитите скрытое изображение.
После того, как вы экспонировали свою пленку или фотобумагу, важно минимизировать изменения скрытого (необработанного) изображения. Для получения хорошего повторяемого результата необходимо обрабатывать фотоматериалы непосредственно после экспонирования. Это особенно важно в профессиональных цветных пленках, потому что они оптимизированы для обработки вскоре после съемки.

Хранение при низкой температуре после экспонирования будет замедлять изменения даже в скрытом изображении; таким образом отснятые пленки могут храниться в вашем холодильнике одну-две недели. Перед проявкой поместите пленку в герметичный контейнер и позвольте закрытой таре достичь комнатной температуры. Если вы проявляете ваши пленки в удаленных фотолабораториях, дистанционно, не забудьте, пожалуйста, отправить плёнки максимально оперативно после экспонирования. Не бросайте пленку в металлические почтовые ящики, где они могут подвергнуться воздействию высоких температур. Для лучших результатов обрабатывать бумагу или пленку стоит вообще в день съемки.


Обработка.
Качество обработки является очень важным фактором в стабильности изображения. Неправильная обработка может привести к ухудшению изображения. Следуйте надлежащим процедурам. Коммерческие лаборатории, проявляющие пленки, осведомлены о важном влиянии, которое обработка оказывает на фотографическое качество и долгосрочное сохранение свойств отпечатков, негативов, слайдов, и т.д.

Неправильные процедуры обработки, такие, как некорректная агитация, недостаточное или чрезмерное фиксирование изображений и даже лишняя промывка может привести к дефектам после длительного хранения, которые не были очевидны вскоре после обработки. Другие основные принципы правильной самостоятельной проявки включают предотвращение загрязнения растворов, использование правильного пополнителя, минимизацию окисления проявителей, регулярную очистку бачков, чтобы избежать роста бактерий, и использование стоп-ванны для ускорения процесса печати.

 


ХРАНЕНИЕ ПРОЯВЛЕННЫХ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Негативы


Из всех фотографических сенсибилизированных продуктов именно черно-белые негативные пленки страдают от нарушений режима хранения. На них, обычно, смотрят не часто; чаще про них забывают после печати. А цветные негативы могут терять яркость даже при хранении в темноте, причем в различных слоях цветов – с различной скоростью. Негативы, которые вы намерены перепечатывать требуют такой же заботы и внимания, как и другие фотографические изображения.

Храните негативы чистыми.
Избегайте отпечатков пальцев, грязи и пыли на пленке; в пылинках и следах от пальцев может оказаться грибок, способный уничтожить отснятый материал весьма эффективно. Если вы подозреваете, что ваши негативы грязные, очистите их специальными средствами перед тем, как убирать их на хранение. Если вы использовали рулонные пленки или файлы для защиты негативов, убедитесь, что материал сливеров/файлов не нанесет вред негативам. Глянцевая поверхность некоторых пластиков может привести к феррутипизации (остеклению) негатива, что приводит к колебаниям плотности отпечатка, изготовленного с него.


Контролируем температуру и влажность.
Негативы, предназначенные для долгосрочного хранения, требуют особого ухода, но вы можете хранить негативы для краткосрочного использования в обычных комнатных условиях. В климате, где относительная влажность регулярно приближается к 60 процентам, используйте осушитель или другие средства снижения влажности в зоне хранения негативов. Высокая температура и высокая относительная влажность могут повлиять даже на проявленные негативы. Температура между 2 °C и 13 °C и относительная влажность между 30 и 35 процентами — вот превосходные условия для долгосрочного хранения негативов. Температура хранения для черно-белых негативов не столь критична, как для цветных негативов, но и здесь вы должны контролировать относительную влажность. Влажность ниже 25 процентов может привести к высушиванию негативов и сделает их хрупкими; влажность выше 60 процентов стимулирует рост плесени и грибка.

Защитите негативы от света.
Свет воздействует на фотографические красители; для краткосрочного хранения можно просто положить негативы в темном месте. При этом металлические ящики подойдут лучше, чем дерево или пластик, потому что древесина и пластик могут содержать консерванты или летучие вещества, которые могут повлиять на негативы.

Отпечатки


Большинство принципов для хранения других фотографических продуктов также применимы и к отпечаткам. Красители и слои эмульсии в цветных работах делают хранение цветных принтов более требовательным к условиям, чем хранение черно-белых отпечатков.

Выберите печатный материал, который лучше всего соответствует вашим потребностям.
Многие факторы — свет, тепло, влажность и атмосферные загрязнители — могут повлиять на жизнь отпечатка. Даже в музейных условиях отпечаток, постоянно выставленный для обозрения, изменяет свои цвета со временем. Когда отпечатки предназначены для показа, хранить оригинальные негативы или слайды необходимо должным образом, чтобы иметь возможность заново напечатать изображение на бумаге. Любая профессиональная фотобумага для цветных изображений имеет отличную стойкость красителей, но и это не спасет ваш отпечаток, если он будет висеть у вас дома на стене, на которую достаточно часто попадает яркое солнце.

Обеспечить прохладное, сухое и чистое место хранения.
Если у вас есть отпечатки, которые вы не собираетесь экспонировать, не монтируйте их на подложку. Избегайте хранения отпечатков в оригинальной картонной коробке или упаковке. Используйте безопасные ящики или конверты, изготовленные из безкислотных стабильных материалов, предназначенных для архивного хранения.
Лучшие условия хранения для цветных отпечатков такие же, как и для большинства других фотографических продуктов. Храните отпечатки в темноте при температуре не выше 24 °C и при 30-50% относительной влажности. Если вы храните несколько отпечатков в одном пакете, проложите их безкислотной бумагой/картоном.

Храните отпечатки в альбомах для удобного доступа.
Простой способ хранить отпечатки, имея при этом легкий доступ к любому из них – хранить их в фотоальбоме. Да, альбом тоже должен храниться в том месте, где не будет чрезмерной температуры и влажности. 

Поскольку отпечатки находятся в прямом контакте со страницами фотоальбома, убедитесь, что материалы в альбоме подходят для долгосрочного хранения фотографий. Проверьте эти элементы — обложка, страницы, пластиковые или бумажные прокладки, монтажные углы или петли, и чернила, используемые для идентификации, не должны содержать кислот и красителей, способных проникнуть в отпечатки и испортить их.

Осторожно!
Испарения от нафталина, ингибиторов плесени, защитных средств для древесины, красок, лаков, и клея для дерева могут скапливаться в ящиках и тумбах и повреждать фотографические материалы. Таким образом, открытые книжные полки в темной проветриваемой кладовке могут быть лучшим местом для хранения альбомов и отпечатков.

Монтаж и экспонирование отпечатков.
Монтажный картон является наиболее часто используемым материалом для создания подложки для отпечатков. Большинство картонов, предназначенных для фотографического использования, являются безкислотными и pH-буферными (материалы, которые не являются таковыми, могут быть использованы только для краткосрочного монтажа.) Один из методов долгосрочного монтажа включает в себя приклеивание отпечатка к листу консервационного картона с помощью безкислотных бумажных петель или уголков; такой способ оформления часто сочетается с паспарту поверх фотографии. Картон для изготовления паспарту в таком случае тоже должен быть консервационным.

Когда вы убираете смонитрованные на подложку отпечатки на хранение, не забудьте также проложить их безкислотной бумагой.

Комментарии (0)
Пока нет комментариев
Вы не представились
Не правильно введен e-mail
Нам интересно Ваше мнение
CAPTCHAОбновить изображение
Вы неправильно ввели текст с картинки
Все поля обязательны к заполнению
Перед публикацией комментарии проходят модерацию

Главное меню

Каталог

Полезные ссылки

Цена
от
до
0 Корзина: 0 руб