+7 (812) 648-45-38

ПУНКТ САМОВЫВОЗА В СПБ РАБОТАЕТ
ЕЖЕДНЕВНО С 12:00 до 22:00

Архивное хранение отпечатков

Опубликовано: 03.12.2020

Вашему вниманию предлагается статья о правильной обработке отпечатков для длительной сохранности изображений; статья взята с сайта www.unblinkingeye.com и переведена нами на русский язык. Автор статьи - Эд Буффало (Ed Buffaloe), владелец сайта Unblinking Eye, фотограф, поэт, писатель, фанат мотоциклов и перьевых ручек. Этот сайт широко известен в англоязычной среде и считается одним из краеугольных камней для любителей аналоговой фотографии в современном мире. Мы получили от Эда разрешение на публикацию и перевели всю значимую часть статьи. Надеемся, что она будет полезна как начинающим пользователям домашних фотолабораторий, так и тем, кто уже хорошо поднаторел в оптической печати фотографий; возможно, прочитав эту статью, некоторые из вас отправятся в Google и захотят узнать о ряде моментов (например, о способах оформления отпечатков в раму) гораздо больше, чем знали всего пять минут назад. И нам это будет, безусловно, весьма приятно: ведь это значит, что мы не зря переводили эту статью для вас.

Перед тем, как вы перейдете к тексту статьи, мы отвлечем вас всего на пару секунд, чтобы сказать, что все товары, которые есть в нашем ассортименте и упомянуты в статье, вы найдете прямо под текстом статьи: фиксажи, тонеры, тесты и ускорители промывки - всё, что может пригодиться вам, чтобы обеспечить долгие годы жизни вашим отпечаткам.


Галогениды серебра - наиболее чувствительные материалы, доступные для использования в фотографических эмульсиях, но, к сожалению, металлическое серебро очень легко окисляется, так что серебряные изображения, сформированные в наших фотографических негативах и отпечатках, требуют защиты или стабилизации каким-либо образом. Архивная обработка включает в себя адекватную фиксацию пленки и бумаги для удаления неэкспонированных галогенидов серебра, соответствующую промывку для удаления избытка фиксажа и предпочтительную обработку каким-либо тонизирующим или секвестрирующим раствором для предотвращения окисления эмульсионного серебра в присутствии различных загрязняющих веществ окружающей среды. В этой статье меня в первую очередь интересуют фотографические отпечатки, а не негативы.

Закрепление:

Адекватное закрепление изображений необходимо для удаления неэкспонированных галогенидов серебра, которые, если их оставить в эмульсии, вступят в реакцию со светом и ухудшат изображение. Большинство практикующих печатников сегодня используют для отпечатков фиксаж, рекомендованный компанией ILFORD, который позволяет быстро закрепить изображение (с тиосульфатом аммония вместо тиосульфата натрия) при «пленочной» концентрации, то есть при разведении 1:3 или 1:4 вместо старого «бумажного» разведения 1:7. Время закрепления изображения в таком составе составляет порядка 1 минуты (для фиксажей на основе тиосульфата натрия это время достигает 5-10 минут). Концентрированный тиосульфат аммония обеспечивает адекватное удаление неэкспонированных галогенидов серебра, а сокращение времени пребывания в растворе предотвращает проникновение фиксажа в бумажную основу, откуда его очень трудно удалить.

Фотографам стоит помнить, что чрезмерная обработка отпечатков в фиксаже столь же вредна для архивного качества, как и недостаточное закрепление. Мой личный метод печати заключается в использовании двух кювет быстрого фиксажа, с агитацией отпечатков в каждом лотке в течение 30-45 секунд. Когда раствор во второй кювете отработал половину своей емкости, кювета перемещается на место первой, а во вторую кювету я наливаю новую порцию фиксажа. Метод двух кювет увеличивает срок службы закрепителя за счет уменьшения загрязнения во второй кювете, обеспечивая надлежащее закрепление изображения.  Для определения того, достаточно ли хорошо закреплено изображение на бумаге, можно использовать “Тест на остаточное серебро ST-1 " компании Kodak (Прим.ФотоАптеки: рекомендуем взамен использовать современный тест на остаточное серебро Silberra SST LQ). Я должен отметить, что традиционный метод закрепления отпечатков в растворе тиосульфата натрия в течение 5-10 минут вполне приемлем, при достаточном времени закрепления и последующей промывки.

 

Промывка:

достаточная промывка необходима для удаления остаточных тиосульфатов (фиксажа) в отпечатке, которые в противном случае могут привести к ухудшению качества отпечатка с течением времени. Однако недавние исследования, проведенные в Институте перманентности изображений Рочестерского технологического института (RIT IPI), показывают, что чрезмерная промывка может быть такой же опасной, как и недостаточная. Дуг Нисимура из RIT утверждает: "... было доказано в Kodak, Fuji и здесь, в IPI, что небольшое количество фиксажа сделает фотографии более устойчивыми к загрязнителям воздуха и что чрезмерная промывка снижает устойчивость серебра.” Имеются в виду не тонированные серебряные изображения. Далее он утверждает, что, поскольку трудно осуществить промывку отпечатков таким образом, чтобы в них осталось именно такое оптимальное количество остаточного тиосульфата для идеальной сохранности серебряного изображения, IPI рекомендует провести последующую обработку для преобразования серебра изображения в нечто более стабильное. Чрезмерная промывка также может привести к вымыванию оптических отбеливателей, которые добавляются в большинство современных бумаг.

При использовании ускорителей промывки, таких как Kodak Hypo Clearing Agent, Orbit Bath или Perma Wash (Прим.ФотоАптеки: и таких, как Silberra FR LQ), время, необходимое для промывки отпечатков, может быть сокращено до получаса или меньше, если предположить, что применялся ускоренный закрепитель на тиосульфате аммония. (Лично я не использую Perma Wash для отпечатков, хотя и использую его для пленки.) "Тест на остаток фиксажа HT-2" компании Kodak (Прим.ФотоАптеки: в нашем ассортименте есть тест Silberra RFT LQ) может быть использован для определения (приблизительного) того, правильно ли промыта бумага или пленка. Чтобы проверить равномерность промывки бумаги, проявите и закрепите чистый, неэкспонированный лист бумаги. Затем протестируйте различные части бумаги тестовым раствором на остаток фиксажа. Из-за изменчивости качества воды и промывки отпечатков единственный способ убедиться в том, что промывка является адекватной, - это провести тестирование. Я настоятельно рекомендую поворачивать ваши отпечатки на 180 градусов в середине цикла промывки, чтобы увеличить ее равномерность.

Тонирование:

Возможно, самым шокирующим открытием последних двух десятилетий стало то, что благородные металлы во многих популярных тонерах не всегда обеспечивают достаточную защиту серебряных изображений. Серебро защищено от окисления только в том случае, если оно полностью заменено или покрыто более стабильным элементом (золотом, платиной или палладием) или образует более стабильное соединение (например, сульфид серебра или селенид серебра). Эксперименты в RIT IPI, которые включали тонирование микропленки в защитном растворе Kodak Gold Protective Solution (GP-2), показывают, что этот раствор одинаково эффективен для защиты микропленки и в оригинальном составе, и когда хлорид золота отсутствует. Это стало неожиданностью, поскольку исследователи давно предполагали, что именно золото является активным защитным агентом. Но результаты теста IPI показывают, что не хлорид золота, а тиомочевина (тиокарбамид) в формуле является эффективным ингредиентом, превращающим изображение из серебра в стабильный сульфид серебра. Хотя сульфиды являются основными загрязнителями, вызывающими ухудшение изображения, комплексы, которые они образуют с ионным серебром, довольно стабильны; поэтому IPI определила, что лучшей защитой для изображений серебряной пленки является преднамеренное сульфидирование.

Однако Лайам Лоулесс протестировал защитные растворы Kodak Gold на современной бумаге для оптической печати, и его результаты показывают, что золото является необходимым ингредиентом для волокнистых бумаг. Результаты Лайама также показывают, что тонер Kodak GP-2 более эффективен, чем GP-1, по крайней мере, по результатам теста на отбеливание хромовой кислотой, который он использовал.

Платина редко используется в качестве тонера для серебряных желатиновых бумаг из-за ее дороговизны. Однако он находит некоторое применение для тонирования отпечатков по методу калотипии, где общее количество серебра, подлежащего тонированию, несколько меньше, чем в желатиновой серебряной печати. Луи Надо отмечает, что эксперименты, проведенные компанией ILFORD в 1970-х годах с очень старой формулой платинового тонера, вызвали дестабилизацию изображения, но он не предоставил подробностей относительно точной формулы тонера или точных проблем, с которыми он столкнулся. Платина считается самым стабильным благородным металлом, кроме золота, и она определенно заслуживает дальнейших испытаний. Платина дает очень нейтральное черное изображение, когда используется для тонирования серебряных отпечатков.

Селеновый тонер остается самым популярным тонером среди пользователей оптической печати. Он превращает серебро в селенид серебра и вызывает изменение цвета большинства бумаг, начиная от фиолетового с бромистыми эмульсиями до красновато-коричневого с хлоридными эмульсиями, которые многие люди находят довольно приятными. Дуг Нишимура предупреждает, что частичное тонирование или сплит-тонирование селеновым тонером оставит незащищенной не тонированную часть отпечатка, поскольку селеновый тонер работает выборочно и сначала тонирует более мелкие зерна серебра в областях высокой плотности печати. Нетронутые части изображения могут быть подвержены деградации в будущем. Это идет вразрез с давним советом Kodak (и его повторял Ансель Адамс и многие другие), которые говорил, что селен обеспечивает защиту даже в очень высоких разведениях, которые не вызывают изменения цвета. По-видимому, в свое время тонер Kodak Selenium мог содержать “небольшое количество высокоактивных сульфидирующих агентов”, которые обеспечивали защиту, которую один только селен не может обеспечить, если тонирование не доведено до конца. В какой-то момент в 1980-х годах производственные изменения убрали эти агенты из состава тонера. Дуг Нишимура указывает (в письме к Дженнифер Скотт), что полная защита с помощью тонера Kodak Selenium требует разведения не более 1:9 и периода тонирования от 3 до 5 минут при температуре 68ºF. Некоторым фотографам такая глубина тонирования не по вкусу.

Kodak Polytoner, который содержит как селен, так и сульфиды, вероятно, более эффективен, чем один только селеновый тонер для архивных целей, но лично мне никогда не удавалось получить из него именно те тона, которые я хочу, и он больше не производится компанией Kodak.

Сульфидные и полисульфидные тонеры (коричневые и сепиевые тонеры) всегда преобразуют цвет печати в коричневый или желто-коричневый, но при этом полученное изображение достаточно стабильно.

 

Другие методы обработки:

Agfa производила продукт под названием Sistan (Прим.ФотоАптеки: теперь этот продукт известен как ADOX Adostab II), а Fuji производила аналогичный продукт под названием AG Guard, который используется для обработки отпечатков после промывки. Томас Волльштейн переписывался с Agfa по поводу Sistan и говорит нам, что Sistan содержит тиоцианат калия и смачивающий агент: он работает, превращая окисленные ионы серебра в эмульсии в стабильную, нерастворимую соль. Роберт Чепмен утверждает, что Sistan «...осаждает любой ион серебра, образованный окислением в форме тиоцианата серебра (AgSCN). Тиоцианат серебра бесцветен и практически не чувствителен к свету». Но Sistan работает только до тех пор, пока тиоцианат остается в эмульсии, поэтому Agfa рекомендует использовать Sistan в качестве окончательной обработки после промывки и перед сушкой: если Sistan полностью вымывается, архивные преимущества обработки в нем, вероятно, теряются.

 

По словам Дуга Нишимуры «чтобы началась качественная деградация серебра в отпечатке, серебро должно окислиться до иона серебра. Даже обычные воздух и влага могут причинить вред, являясь достаточно сильной окисляющей смесью.” Он отмечает, что  «... в фотографическом изображении всегда присутствует небольшое количество ионов серебра в равновесии с металлическим серебром.” Но, независимо от того, существует ли серебро в ионах изначально в эмульсии или его образовали внешние факторы, тиоцианат соединяется с ним, тем самым стабилизируя его как инертную соль, которая не вызовет деградации изображения. Говорят, что Sistan полностью совместим с процессами тонирования. Я должен отметить, что золотой тонер Dupont 6-T Gold содержит тиоцианат калия, а Kodak GP-1 содержит тиоцианат натрия, но я не знаю, достаточно ли их количество, чтобы они были столь же эффективными, как Sistan. Кроме того, длительная промывка сведет на нет любую пользу, полученную от этих веществ при тонировании. Роберт Чепмен утверждает, что, хотя он несколько раз спрашивал об этом, Agfa не предоставила ему существенных документов, подтверждающих эффективность Sistan. Он допускает, однако, что «... это имеет смысл в теории». Другие источники во всемирной паутине намекают на то, что Sistan может быть неэффективен в долгосрочной перспективе, но и для таких заявлений нет документального подтверждения.

 

Длительная сохранность изображений:

Дуг Нишимура из Института сохранности изображений RIT неоднократно подчеркивал, что сохранность изображений больше связана с условиями хранения, чем с обработкой. Независимо от того, насколько тщательно обработано изображение, если оно подвергается воздействию активной внешней среды, оно будет подвержено деградации. В письме к Дженнифер Скотт из государственной библиотеки Южной Австралии он рассказывает анекдот о фотографических отпечатках, выставленных в галерее, которые за несколько недель испортились, покрывшись рыжими пятнами, возникшими в результате испарений, вызванных перекраской стен галереи перед выставкой. В своем веб-посте он заявляет: "... мы обнаруживаем, что из тысяч фотографий, рассмотренных здесь, в IPI RIT, мы редко обнаруживаем те, где выцветание произошло от остатков фиксажа. Практически все потери плотностей, наблюдаемые на фотографиях, были вызваны воздухом [с загрязнениями] и влагой.”

В выпуске журнала “View Camera” за ноябрь/декабрь 2000 года Майкл Смит опубликовал очень интересную статью под названием "Достижения в области архивного монтажа и хранения: максимальная защита ваших фотографий”, которая представляет собой интервью с Биллом Холлингером. В этом интервью г-н Холлингер обсуждает монтажный картон ArtCare, который он изобрел. Картон ArtCare предназначен для поглощения и сокращения воздействия загрязняющих веществ окружающей среды, предотвращая их проникновение в отпечатки. Когда его спросили, откуда берутся такие загрязнители, он заявил: “кислоты выделяются древесиной, фанерой, различными ДСП, а формальдегиды-коврами, драпировками, обивкой мебели и некоторыми пластмассами. Кроме того, солнечный свет, попадающий в здание, вызывает накопление озона, пероксидов, азотной кислоты и других азотсодержащих молекул...” В статье приведены впечатляющие примеры испытаний на ускоренное старение. Судя по приведенным примерам, картон ArtCare существенно превосходит 100% хлопковый музейный картон. Результаты испытаний также показывают, что отпечатки, смонтированные на картон сухим методом, независимо от того, на какой картон они закреплены, сохраняются лучше, чем отпечатки, смонтированные на подвески или на уголки. Полотно сухого крепления служит дополнительным барьером для загрязняющих веществ, которые могут проникать в монтажный картон.

Мой личный процесс обработки отпечатков:

1. Закрепление в 2 кюветах быстрого фиксажа при "пленочном" разведении (обычно 1:3, 1:4 для ILFORD) в течение 30-45 секунд в каждой кювете.
2. Промывка водой из душевой лейки в течение 5 минут в кювете.
3. Замачивание в ускорителе промывки в течение 3 минут с агитацией или на 10 минут без агитации.
4. Промывка в течение 30 минут или более в архивной мойке отпечатков. Мои отпечатки остаются в мойке до конца сеанса печати (иногда до 3 часов).
5. Тонирование в селеновом или коричневом тонере, или (реже) - в золотом тонере (время тонирования варьируется).
    а. С селеновым тонером на бумаге для теплых тонов я обычно использую разведение 1: 15 и тонирую в течение 1-5 минут. В последнее время я предпочитаю умеренное тонирование всего на минуту или две, но если я хочу сильного изменения цвета я тонирую "до упора". При таком разбавлении может потребоваться от 5 до 10 минут, чтобы отпечаток был полностью тонирован (следовательно, ближе к архивному совершенству), но в какой-то момент я осознаю, что для отпечатка, возможно, важнее быть выразительным, чем на 100% сохранным во времени.
    б. Коричневый тонер я использую в соответствии с инструкциями Kodak, хотя иногда (когда я делаю двойную тонировку с использованием сначала селенового тонера) я значительно сокращаю время, чтобы получить эффект сплит-тонирования для хлоридных бумаг. Время - от 1 до 20 минут. Коричневый тонер сохраняет тонировку при промывке, если только за тонированием не следует сразу же ускоритель промывки (даже и тогда при промывке могут произойти некоторые изменения цвета).
    в. Тонирование золотым тонером происходит при температуре около 100 градусов Фаренгейта в течение 3-5 минут.
6. Замачивание в ускорителе промывки на 3 минуты при агитации покачиванием кюветы.
7. Промывка в архивной мойке отпечатков в течение 2 часов. Если я иду смотреть кино, промывка может длиться 4 или 5 часов (хотя я даю меньший напор воды в этом случае). Я пришел к своему времени промывки отпечатков, проведя тестирование с помощью Kodak HT-2. Через 2 часа на многих бумагах, которые я использую, нет никаких окрашенных пятен после тестирования. Я читал, что длительное время промывки может выщелачивать оптические отбеливатели из бумаги, но я никогда не мог визуально определить разницу между отпечатками, проведшими 2 или 6 часов в мойке с холодной водой.
8. Сушка изображением вверх на листах чистого фибергласса. Листы можно периодически очищать слабым раствором хлора и тщательно промывать водой. Раньше я сушил отпечатки, помещая их изображением вниз, но были проблемы с отпечатыванием листа на желатине. С тех пор, как я начал сушить отпечатки лицевой стороной вверх, я установил вентилятор, чтобы дуть воздухом на отпечатки, по касательной, снизу.
9. Сухой монтаж отпечатка на 100% хлопковый музейный картон. Я переключусь на картон ArtCare, когда у меня закончится музейный картон.

Оригинал статьи вы можете прочитать здесь.

260 руб
275 руб
290 руб
Комментарии (0)
Пока нет комментариев
Вы не представились
Не правильно введен e-mail
Нам интересно Ваше мнение
CAPTCHAОбновить изображение
Вы неправильно ввели текст с картинки
Все поля обязательны к заполнению
Перед публикацией комментарии проходят модерацию

Главное меню

Каталог

Полезные ссылки

Цена
от
до
0 Корзина: 0 руб