+7 (812) 648-45-38

ПУНКТ САМОВЫВОЗА В СПБ РАБОТАЕТ
ЕЖЕДНЕВНО С 12:00 до 22:00

Аналоговая фотография и аналоговые камеры

Опубликовано: 11.12.2020

    Для тех, кто только приходит в аналоговую фотографию, мы подготовили небольшой обзор-напоминание о том, что происходит сейчас на рынке камер для пленочной фотографии и рассказываем об основных типах камер и пленок. И сразу оговоримся: если вы прочитаете эту статью и решите, что можно было бы написать куда больше - уверяем вас, что и мы об этом знаем. Но эта статья для тех, кто только зашел и оглядывается вокруг, а не для тех, кто уже снял ботинки и пьет чай с завсегдатаями этого мира. Поверьте, начинать надо с простого.

    Рост интереса к пленочным фотокамерам в современном мире точно есть; он наблюдается уже несколько лет, как и рост интереса к аналоговой фотографии в целом. Несмотря на то, что рынок аналоговой фотографии в современном мире составляет 6-8% от того, что было до 2005 года, за последние 2-3 года он вырос примерно в полтора раза. Такой рост популярности аналоговой фотографии обусловлен цифровизацией и ускорением жизни в мире: интерес к виниловым пластинкам, пленкам и бумажным книгам – это противовес маятника. Многим из нас хочется в этом безумном темпе жизни иметь возможность нырнуть в аналоговые процессы, требующие неспешности и дающие некое эстетическое удовольствие от исполнения ряда ритуалов. Ведь спуск затвора и звук перемотки пленочной камеры, процесс установки иглы проигрывателя на пластинку, перелистывание бумажных страниц – всё это определенная эстетика и некие ритуалы, не так ли?

    Что касается тех, кто обеспечивает этот спрос, стоит заявить, что очень многие профессиональные фотографы  и не переставали снимать на пленку: среднеформатные камеры и пленки, которыми пользуются профессионалы, до сих пор превосходят большинство цифровых камер в качестве изображения (при наличии соответствующего фотоувеличителя или профессионального сканера). Этот сегмент рынка остается постоянным вот уже много лет: в него понемногу заходят набравшие опыта любители, а покидают его, обычно, уже в силу естественных причин, обусловленных возрастом. Активный рост спроса на камеры и пленку обусловлен, в основном, молодым поколением фотолюбителей: они ищут доступные камеры для стандартной 35мм фотопленки, и в этом сегменте рост спроса уже породил существенный рост цен. Достойные полуавтоматические и автоматические камеры, которым отдается предпочтение среди начинающих фотографов-пленочников, подорожали за последние пару лет в 2-3 раза.

    В серийном производстве на сегодня осталось всего три типа пленок: тип 135 (наиболее привычный всем формат «узкой», или 35-миллиметровой пленки), тип 120 (так называемая «широкая», или «среднеформатная» фотопленка) и листовая пленка для камер большого формата (да-да, таких больших ящиков с объективом, с которых когда-то начиналась фотография). Соответственно, и камеры будут все разными. Раньше их было куда больше, но из-за сужения спроса выжили только те форматы, для которых было выпущено действительно много фотаппаратов.

    Самый массовый тип пленок – 135 (он же 35мм, "узкая пленка", частенько новички называют его "Ну, на 36 кадров"), именно с ним работает большинство известных камер зарубежного и отечественного производства: от Зенита и Leica до ФЭД-2 и Nikon. И в этом сегменте фактическое преимущество уже давно за цифровыми камерами: их матрицы позволяют получить более качественное и детализированное изображение, чем любая пленка такого формата. Тем не менее, именно с этого сегмента начинает большинство любителей аналоговой фотографии: камеры для 135 типа пленок по сравнению с другими типами всё еще доступны по цене и, к тому же, компактны. Именно из поздних моделей таких камер созадны первые модели цифровых камер: в том же корпусе место пленки заняла матрица, а приводы перемотки заменили картами памяти с устройствами записи. До сих пор ко многим поздним аналоговым камерам подходит оптика современных цифровых камер того же производителя (и это способ экономии при увлечении пленкой после цифры: можно купить аналоговую камеру без объектива и использовать объектив от цифровой камеры).

    В сегменте среднеформатных камер традиционно работают профессиональные фотографы. Хотя стоимость «узкой» и «широкой» пленки практически одинаковая, большинство самих камер среднего формата существенно дороже, чем камеры под 135 тип пленки. И в этом сегменте цифра всё еще мнется на пороге и только пытается догнать качество аналоговой фотографии: средний формат пленки по качеству изображения находится или выше цифровых камер, или вровень с самыми дорогими и современными моделями «цифры». И еще раз уточним: чтобы реализовать это преимущество, профессионалы либо используют оптическую печать на фотоувеличителях, либо цифруют негативы на дорогих профессиональных пленочных сканерах, которые позволяют выдать действительно огромное разрешение итогового файла. 

    Ну а камеры большого формата – это удел профессионалов и сильно увлеченных энтузиастов-любителей. Хотя зачастую стоимость этих камер сравнима с камерами для среднеформатной пленки, но таскать с собой 5-10 килограммов оборудования и треногу, чтобы сделать один-два кадра в нужном месте – тут нужно точно знать, что игра стоит свеч. К качеству снимков в этом формате, впрочем, цифровые камеры не подошли и близко: если в ближайшие годы не произойдет технологического прорыва, камеры для листовой пленки сохранят лидерство еще на много лет. Здесь уже нужны и специальное оборудование для проявки листовой пленки, и соответствующий фотоувеличитель, который позволит печатать с листового негатива, или же барабанный сканер (или профессиональный пленочный сканер для листовых негативов), которых в мире осталось не очень-то много.

    Стоимость самих камер очень сильно варьируется даже внутри одного сегмента. Простой автомат-«мыльницу» с пластиковыми линзами в объективе можно найти за 800-1500 рублей. Камеры для 135 типа пленки, которые позволят пользователю менять настройки при съемке и обладают оптикой получше, будут стоить от 2000-3000 рублей до 30-50 тысяч и больше. Среднеформатные и большие камеры дадут еще больший разброс цен: от пары тысяч рублей за советские «Любители» до нескольких тысяч евро за японские или немецкие фотоаппараты. И, конечно, необходимо помнить, что в аналоговой фотографии есть и вторая, весьма существенная статья расходов: сами фотоматериалы.

    Пленки и услуги лаборатории (или реактивы и оборудование для самостоятельной проявки и печати) составляют немалую долю в затратах адепта аналоговой фотографии. И это мы еще не говорим о том, ради чего всё это изначально затевалось: о печати фотографий при помощи фотоувеличителя. Тут добавляется еще огромное количество опций и нюансов: совместимость пленки и фотоувеличителя, размеры и типы бумаги, способы проявки и многое-многое другое. Кроме того, если аналоговых камер еще с запасом хватит на какое-то количество лет, то с фотоувеличителями ситуация другая: их было выпущено гораздо меньше, чем камер, и тут даже на оставшемся фрагменте рынка уже возник суровый дефицит (сколь-нибудь стоящий увеличитель найти непросто, а дешевые массовые "Ленинград"ы и прочие модели из СССР и стран социалистического блока, зачастую, уже в слишком плачевном состоянии).

    Резюмируя наш экскурс в камеры и аналоговую фотографию в современном мире, заметим, что кроме того, на какой тип пленки рассчитана камера, конечно же, важно ее состояние. Оптика, механика, экспонометр (там, где он есть), затвор - всё это должно быть рабочим и в хорошем состоянии. Дорогая среднеформатная камера, на которой не сменный объектив с поцарапанными или местами заплесневевшими линзами - такое же бесполезное по итогу приобретение, как и дешевая мыльница с пластиковыми линзами: и там, и там добиться качественной картинки на негативе будет практически невозможно. И наоборот: недорогая камера родом из давних лет СССР с хорошим объективом может дать вам результат куда лучше, чем японский полуавтомат двухтысячных годов выпуска с посредственной оптикой.

    В аналоговой фотографии бродит множество мифов, и с годами их становится только больше (хотя до возникновения догматов дело еще не дошло, но оно к тому движется: ведь чем меньше знаний, тем больше места для суеверий и примет). Как же разобраться в этом многообразии пленок, камер и прочих нюансов? Ответ тут примерно тот же, что на древний вопрос "Как съесть целого слона?". По кусочкам. В начале вашего пути вы все равно будете полагаться на мнение кого-то более опытного: друга, продавца в магазине, того или иного человека в сети или оффлайн. 

    Если после ряда проб и ошибок вы не потеряете интерес к фотографии на пленку, если вы почувствуете, что это большой и завораживающий мир, который вас увлекает - вам надо будет научиться отличать мифы от правды, вам придется учиться и разбираться в этом процессе. И эта необходимость обладания знаниями и умениями - она тоже привлекательна, и часть популярности аналоговой фотографии - именно в том, что вам надо будет уметь и знать то, что не умеют и не знают другие люди. Дерзайте, ибо это и вправду огромный завораживающий мир, а всевозможных достоверных источников (учебников, книг и курсов) - пока еще достаточно. Удачи и хороших кадров вам!

    Комментарии (0)
    Пока нет комментариев
    Вы не представились
    Не правильно введен e-mail
    Нам интересно Ваше мнение
    CAPTCHAОбновить изображение
    Вы неправильно ввели текст с картинки
    Все поля обязательны к заполнению
    Перед публикацией комментарии проходят модерацию

    Главное меню

    Каталог

    Полезные ссылки

    Цена
    от
    до
    0 Корзина: 0 руб