Фиксаж (простой) нейтральный

Опубликовано: 07.11.2016
Является простейшим по составу и наиболее давно применяемым на практике рецептом фиксажа (закрепителя). Содержит всего одно действующее вещество. Подходит для фиксирования всех типов фотоматериалов: пленок (в том числе и технических), пластинок, фотобумаг; но практическое применение этого рецепта имеет некоторые условия и ограничения.
 
Состав:
Тиосульфат натрия кристаллический
(или тиосульфат натрия безводный )
 
Этот рецепт поставляется расфасованным в 1 пакет. Для приготовления раствора его содержимое просто растворяется в 500 мл воды, после полного растворения общий объём раствора доводится до 1 литра. При поставке кристаллической формы тиосульфата натрия начальную порцию воды (500 мл) для приготовления раствора рекомендуется брать несколько подогретой, примерно до 50-60С, поскольку растворение такого реактива сопровождается поглощением большого количества тепла и сильным охлаждением раствора. В случае поставки безводной формы тиосульфата натрия начальную порцию воды (500 мл) напротив желательно брать комнатной температуры или даже несколько охлажденную (15-25С), поскольку при растворении такой формы реактива, наоборот, выделяется заметное количество тепла. При поставке безводной формы тиосульфата натрия вещество в воду необходимо всыпать относительно небольшими порциями (а не всё сразу) и каждую порцию размешивать, добиваясь растворения – иначе возможно комкование реактива на дне сосуда и образование труднорастворимой корки, затрудняющей быстрое приготовление. Для приготовления этого раствора рекомендуется использовать дистиллированную воду, но совершенно допустимо применять и кипяченую отстоянную воду, или воду, пропущенную через деионизирующий фильтр.
Этот раствор не содержит сульфит-иона, который бы защищал от окисления действующее вещество; а также не содержит кислоты, которая дезактивировала бы проявляющие вещества и надежно прерывала процесс проявления после погружения фотоматериала после проявителя сразу в фиксаж, рабочий раствор имеет практически нейтральную реакцию. Вследствие этого, рабочий раствор значительно менее стоек к окислению кислородом воздуха (особенно при значительном доступе воздуха), чем кислые фиксажи, содержащие сульфит-ион. Нейтральная реакция этого фиксажного раствора может приводить к тому, что помещенный в этот фиксаж сразу же из активного проявителя (без стоп-ванны и промежуточной промывки!) фотоматериал ещё некоторое время будет заметно проявляться оставшимся в эмульсионном слое проявителем.
Как правило, получающееся при таком дополнительном "голодном" проявлении изображение окрашено в неприятный оттенок. А в случае, если вы сразу поместили фотоматериал в этом фиксаже на яркий свет – то на остаточной работе проявителя вы можете получить и заметную общую засветку. Если же фиксаж уже заметно поработал и содержит заметное количество растворенных комплексов серебра, а весь раствор этого фиксажа заметно загрязнен проявителем, то проявляющие вещества начинают НЕИЗБИРАТЕЛЬНО восстанавливать серебро из комплексов в растворе, и это серебро "сядет" на эмульсию фотоматериала в виде общей вуали. Комбинация эффектов остаточной работы проявляющих веществ на экспонированных участках фотоэмульсии и общего выпадения серебра из восстанавливаемых в растворе комплексов носит название ДИХРОИЧЕСКОЙ (ДИХРОИЧНОЙ, двухцветной) вуали, поскольку оба эти изображения заметно окрашены, и обычно в разные цвета. Ещё "добавить" паразитной окраски может подкраска эмульсии продуктами окисления занесенного проявляющего вещества, при практическом отсутствии сульфита в получающемся растворе. При использовании с этим фиксажем одной только стоп-ванны вас может подстерегать другая опасность. Если стоп-ванна имеет очень высокую кислотность (слишком низкое значение рН), то помещая фотоматериал в этот фиксаж БЕЗ промежуточной промывки, вы рискуете занести в него слишком много кислоты, и тогда произойдет частичное разрушение тиосульфата с выделением элементарной серы (часто это выделение происходит непосредственно в эмульсии, что приводит потом к сильному ухудшению сохранности изображения). Именно поэтому при работе с данным фиксажем рекомендуется после проявления значительная промежуточная промывка или комбинация стоп-ванны и промывки.
К положительным свойствам этого фиксажа можно отнести практически полное отсутствие "отбеливания" серебряного изображения даже при чрезмерно увеличенном времени фиксирования (что свойственно кислым и особенно быстрым кислым фиксажам), что позволяет рекомендовать обрабатывать в нем мелкозернистые и сверхмелкозернистые фотоматериалы (Микраты, Техникал-пан, Гигабитфильм, Адокс и т.п.). Также этот фиксаж полностью сохраняет подкраску изображения продуктами окисления проявляющего вещества, получаемую при работе с пигментными проявителями (Пирокат, Амидоловые проявители и т.п.). Этот фиксаж полностью сохраняет и "теплую" окраску при работе с фотобумагами "теплого тона".
При температуре 20С и умеренной агитации, в свежем растворе время фиксирования большинства обычных негативных фотоматериалов может составлять от 6 до 30 минут и обычно находится в пределах 7-15 минут; время фиксирования баритовых фотобумаг составляет 10-20 минут, полиэтиленированных в 1,5-2 раза меньше (смотрите рекомендации производителей по обработке соответствующих фотоматериалов); в целом этот фиксаж работает чуть медленнее, чем кислый фиксаж с таким же содержанием тиосульфата натрия. Предел использования этого фиксажа составляет 10-15 "роликов" (тип 120 или тип 135-26) негативного фотоматериала, обрабатываемых в 1 литре раствора; или 20-40 листов фотобумаги форматом 18х24 см, обрабатываемых в 1 литре раствора. При этом не рекомендуется использовать один и тот же объём закрепителя для обработок и пленок и бумаг "вперемешку" (поскольку при обработке бумаги в раствор попадают волокна основы, которые могут потом прилипнуть к эмульсии пленки; а при обработке пленки в раствор могут попасть соединения йода, которые могут сильно замедлить фиксирование фотобумаги).
Точное оптимальное время фиксирования конкретного негативного фотоматериала и точный ресурс применимости раствора можно легко определить самостоятельно, контролируя время осветления. Время осветления – это то время, за которое размоченный негативный материал, погруженный в фиксаж, становится полностью прозрачным – мутно-белесая "молочная" окраска полностью исчезает. Для каждой конкретной обработки фотоматериала полное время фиксирования должно составлять утроенное время осветления (например, если фотоматериал осветлился за 3 минуты после его погружения в фиксаж, то полное оптимальное время обработки будет составлять 9 минут).
По мере истощения фиксажа в процессе работы время осветления, и соответственно полное время фиксирования будут плавно возрастать. Когда для ОДНОТИПНОГО фотоматериала (а для разных фотоматериалов время осветления и соответственно время фиксирования могут очень сильно различаться из-за различных свойств самих фотоматериалов) по мере истощения фиксажа время осветления и, соответственно, полное время фиксирования возрастет в ДВА РАЗА – тогда ресурс работы фиксажа можно считать исчерпанным, и фиксаж подлежит замене свежим раствором. При этом, для безопасного определения времени осветления фотоматериала в этом фиксаже, после проявления (особенно в активных проявителях, содержащих значительное количество проявляющих веществ и щелочи) необходимо применять стоп-ванну (можно простейшую: 1-5% раствор уксусной или лимонной кислоты) и небольшую промывку (несколько быстрых заполнений и сливов закрытого бачка промывной водой) – в таком случае проявляющие вещества становятся дезактивированными кислотой и большей частью вымыты из эмульсии, и в открытом при начале фиксирования бачке пленка уже не может "засветиться". Вообще, применение стоп-ванны и промежуточной промывки перед фиксированием настоятельно рекомендуется (особенно при обработке фотобумаг), так как в этом случае предотвращается значительный занос активного проявителя в фиксаж и заметно (до 2-х и более раз!) продлевается срок службы фиксажа.
При необходимости этот фиксаж может быть самостоятельно "переработан" в кислый фиксаж. Для этого достаточно добавить 20-30 гр/литр метабисульфита натрия или калия, или композицию из 20-30 гр сульфита натрия плюс какой-либо кислоты (уксусной, лимонной, серной, борной; точные рецептуры вы можете найти в справочниках). Такую кислую добавку лучше растворять отдельно (только метабисульфит допускает одновременное растворение с тиосульфатом) в небольшом количестве воды (около 200 мл) и потом медленно и при помешивании приливать этот кислый раствор к раствору тиосульфата. Если вы проделали самостоятельно такую процедуру, сравните цены на нейтральный и кислый фиксажи и подумайте, стОит ли такая самостоятельная работа потраченного времени.
Срок хранения "сухого" нейтрального фиксажа в оригинальной упаковке составляет не менее 1 года (при поставке кристаллической формы тиосульфата применять на практике не рекомендуется тогда, когда более 1/3 кристаллов станут непрозрачными, белой окраски). Срок хранения свежеприготовленного неиспользованного рабочего раствора в залитой "под пробку" герметичной посуде в темном прохладном месте составляет не менее 2-3 месяцев; в герметичной посуде, но со значительным количеством воздуха над раствором – не менее 1-2 месяцев; в закрытой, но не герметичной посуде – около 1 месяца; в открытой кювете – несколько (2-3) суток. Частично-использованный рабочий раствор, даже при условии применения стоп-ванны и промывки сохраняется значительно хуже, приблизительно в 2-3 раза меньше; без применения стоп-ванны и промежуточной промывки – во много раз меньше. Потемнение и окрашивание рабочего раствора (обычно в желто-коричневый цвет), появление гнилостного запаха и темного осадка свидетельствуют о возможной порче раствора. Появление небольшого светлого осадка в процессе приготовления или при хранении является допустимым, рекомендуется при необходимости отфильтровать осадок.

Главное меню

Каталог

Полезные ссылки

Цена
от
до
0 Корзина: 0 руб